23 авг. 2011 г.

Скрип колеса, лужи и грязь дорог. Или как я ремонтировал переднюю втулку


В июне 2011 года я стал счастливым обладателем велосипеда “Forward Katana 887 Disk”. Не слышал я злых языков, шипящих на мой вел: “Аш-ш-анбайк!”. Всё в нём было хорошо, всё меня устраивало. Гонял по тротуарам, дорогам и бездорожью. Но вот однажды, на стадионе “Буревестник”, у меня случился досадный взлёт, траектория которого проходила чуть выше руля и заканчивалась на асфальте...
В этот же вечер, возвращаясь домой, услышал, не радующий слух, скрип в переднем колесе.



После внимательного осмотра, было обнаружено, что не приятный звук издавался от механического взаимодействия тормозного диска с тормозными колодками на переднем колесе, короче говоря тёрлись они друг о друга. Поскольку опыта в использовании “железного коня” у меня практически нет, перед этим катался на “Школьник'е” в далёких 90-хх, то схватившись за, практически бесполезное, руководство по использованию вела, начал искать регулировочный болт на тормозах. Болты нашёл, но проблему это не решило, диск задевал неподвижную колодку, да и к тому же не всей своей поверхностью, а лишь небольшим участком. Проблема для меня казалась не решаемой, пришлось обратиться к “гуглу”, который указал на два варианта:

1-ый вариант: Деформированный тормозной диск > Замена тормозного диска;
2-ой вариант: Люфт оси передней втулки > Регулировка втулки;

Поскольку тормозной диск у меня деформированным не был, я начал регулировать втулку. Что-то накрутив там, обнаружил, что люфт уменьшился и я радостный принялся за прошлое - дороги, бездорожье, тротуары, с бордюра да на бордюр... К вечеру люфт появился снова, причём он был как вдоль оси колеса, так и поперёк ей.
Раздосадованный, я решил перейти к более радикальному варианту - замена втулки. Пошёл в один из магазинов, описал проблему. Проблема оказалась эквивалентна полутора тысячам рублей (втулка, спицы, работа). Там же мне подкинули ещё более радикальный вариант, замена колёс ))). В итоге, цена решения моего вопроса залегла где-то в пределах от 1000 до 4500 рублей.
И в тот момент, когда я прикидывал количество бумаги в кошельке и названия городов написанных на ней, в голове промелькнула мысль о назначении органов моего тела, за которую я тут же зацепился.
Каждому органу была поставлена своя задача. Руки - разбирают и собирают втулку, а голова должна была запоминать порядок разбора. Итак, задачи поставлены, переходим к действиям!

Вот колесо, которое мне предстояло починить...
Инструменты, которые использовал при снятии втулки: конусный ключ на 15; конусный ключ на 17; отвёртка с головкой “звёздочка”, для снятия тормозного диска...
Чтобы снять колесо на моем велосипеде, нужно разжать и раскрутить эксцентрик. Вот он...
Далее выкручиваю шесть болтов (на фото обведены красным), которые держат тормозной диск...
После этих действий на столе остались лежать...

Перехожу к разбору втулки. Сверху была гайка под обычный ключ шестигранник, на 17, а под ней гайка под конусный ключ на 15. Маленько поднатужившись... ф-ф-ф, оп! И открутились...
Тоже самое проделываю с другой стороны колеса и на мой стол, весело бренча, ложатся ещё несколько деталек...
Ой! Что это посыпалось и загремело?! В спешке падаю на колени и из разных уголков комнаты, на стол прибывают... Шарики и ещё что-то...
Ну вот, всё что можно было разобрать, разобрал. Приступаю к изучению этого добра. Самое первое, что бросилось мне и наверно вам в глаза, это разломанные, в хлам, сепараторы (кажется так они называются)... Ясно дело, им помочь нечем. Подлежат замене.
Ось вроде не гнутая, не поломанная. Теперь гайки. Почему-то все они оказались разными по толщине. Откручивая, я этого не заметил...
Изучаю дальше... Одна из гаек на 15, та которая под конусный ключ, деформирована. Похоже здесь и кроется одна из причин поперечного люфта...
Заглядываю во внутрь втулки. Края (на фото отмечены красным) острые и не ровные, так что пальцы совать опасно. Возможно из-за этого и из-за того, что “с бордюра, да на бордюр”, рассыпались сепараторы...
Перехожу к устранению найденных недостатков втулки.

Неровности внутри втулки убирать пока не стал. Нечем это сделать, но если поломка в скором времени повторится, то надо будет что-то придумывать. Деформированную конусную гайку на 15, выправляю при помощи головок для “трещётки” и молотка. “Трещётка” - это не та которая во втулке заднего колеса, а та которая бывает в больших наборах инструментов.
Гайку кладу на головку 17мм...
Сверху ставлю головку на 18мм...
Стучу молотком по головке на 18мм, немного подправляю маленькими плоскогубцами и вот что получается...
Не идеал конечно, но всё же лучше чем было.

За сепараторами иду в магазин, там же покупаю смазку, густую, для подшипников...
Наношу смазку на поверхность втулки, там где она соприкасается с шариками. Устанавливаю сепараторы во втулку...
Наношу смазку, на сам сепаратор, не жалея. Лишнее выйдет...
Вставляю ось, закручиваю гайки. Регулирую, добиваясь хорошего кручения оси и отсутствия люфта вдоль оси.
Вижу, что поперечный люфт все равно остался, но его величина сократилась до совершенно незначительных размеров. Предположу, что это связано с качеством самой втулки. На сайте производителя велосипедов "Forward" она названа как “Втулка передняя: КТ сталь”, где “КТ”, по всей видимости, означает Ки Тай ))).
Прикручиваю тормозной диск и ставлю колесо на место. Не знаю сколько я сэкономил средств, но удовлетворение после проделанной работы было огромным, а результат отличным!

P.S. После этого ремонта колеса прошло полтора месяца, на велосипеде было преодолено более 500км дорог с различным покрытием и без него. Передняя втулка пока работает безотказно!

2 комментария:

Анонимный комментирует...

100 лет уже не видел втулки на сепараторных подшипниках ) думал уже все на насыпи и промах. то что ты выпрямлял - просто пыльник, на люфт он не влияет. выпрямить конечно было не лишним, но дело не в нем. люфтило изза разбитого подшипника. ну и впоследствии уже изза поврежденной внутри втулки. микроскопический люфт - норма для втулки на таких подшипниках, не парься.

Unknown комментирует...

Честно говоря, вспоминаю об этом люфте, только при разгоне >40 км/ч, с горы.

Отправить комментарий